Сегодня прочитал на Гайдпарке интересную статью «ВУЗопомешательство».
Во многом автор права.
На бывшем советском пространстве не существует политики высшего образования. Также могу согласиться, что появилось на свет множество направлений и дипломов, полномочия и профессиональная компетенция не только законодательно не нормирована, а даже не описана. Таким образом, появляются «Бакалавры по покраске ногтей» и «Инженеры по переноске тяжестей». Это одна проблема.
Вторая заключается в том, что очень значительный процент студентов не заканчивают свою карьеру, как и на бюджетных, так и на платных отделениях.
Третья проблема, ещё более сложная: реально, никто не знает, какие специалисты, и в каком количестве, нужны сейчас и будут нужны в следующие тридцать лет.
Для решения третьей проблемы, не нужно изобретать велосипед. Это — громоздкая статистическая работа, над которой должны работать и отраслевые палаты, и государство, на федеральном и региональном уровне.
Первую проблему решить очень просто: взять список карьер и профессиональных компетенций и программы содержаний, например у ЕС, приспособить программы к местной специфике (но чтоб не отличалась от оригинала больше, чем на 10%) и издать соответствующий законодательный акт.
Для этого достаточно созвать постоянные отраслевые рабочие группы, в которую бы входили члены профессиональных коллегий или гильдий (В РФ они не созданы? Так пора создать и законодательно. Они и должны управлять профессиональными лицензиями и следить за этикой) и ВУЗов.
Раз в год представлять отчёт о тематических программных требованиях, как и по обязательному повышению квалификации, так и по содержанию программ обучения. Законодатели должны просмотреть отчёт и внести коррективы.
А вот вторая проблема — социальная. Здесь требуется другой подход. Думаю, что самое удачное решение приняла Германия.
За очень редкими исключениями, выпускник школы не может поступить сразу в Университет. Он должен пройти обучение от двух до трёх лет в Berufs Bildung Zentrum, то есть Центры Профессиональной Подготовки (или подобные учреждения), как наши техникумы или медучилища, а только по их окончанию, могут поступать в ВУЗ. Если средний балл всего курса достиг 75% или выше, то аспирант в ВУЗ поступает без вступительных экзаменов.
Особая особенность этих BBZ, что ученик проходит обязательную рабочую практику.
В Германии действует следующим образом:
1. На предпоследние и последние школьные летние каникулы, старшеклассникам предлагается пройти добровольную рабочую практику, по 20 часов в неделю, за половину минимальной зарплаты на производстве, в торговле, суде, больнице. То есть там, где школьник думает, что у него есть призвание. Эти и остальные программы обучения активно поддерживаются не только государством, а и Deutsche Industrie und Handelskammer, посредством региональных отделений.
2. К окончанию школы, выпускник уже более-менее определяется со своим призванием, а выпускным летом, проходит собеседование с фирмами или учреждениями, работающими по направлению избранным аспирантом.
3. Если, во время школьной практики аспирант себя хорошо показал, у него есть очень большая возможность, что эта фирма возьмёт его на практику.
4. Если аспирант не нашёл себе место рабочей практики, он может обратиться в государственную службу, но предлагаемые там места, далеко не самые желаемые.
5. Обучение очень интересное: один месяц интенсивной учёбы и экзамены, и один месяц шестичасовой практики (36 часов в неделю), с обучением по субботам.
6. За время обучения, ученик BBZ получает не меньше, чем 60% минимальной зарплаты, то есть и в период, когда только учится, и когда только работает.
7. Ни работодатель, ни учащийся, в течение периода обучения не обязаны осуществлять взносы в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования ни прочие социальные фонды, которые в Германии очень накладны. Работодатель только обязан включить учащегося в коллективный страховой полис, защищающий против несчастных случаев производственных и in itinere.
8. Работодатель имеет право в любой момент уволить учащегося, по уважительным причинам (нарушение рабочей дисциплины, неуспеваемость) обосновывая это решение перед BBZ, без каких-либо возмездий. На практике это происходит в крайне редких случаях.
9. Согласно статистике, после получения диплома, в 92% случаев, практиканту предлагается полноценное рабочее место, а в 80% случаев, выпускники BBZ принимают предложения, включая тех, кто продолжает учёбу в ВУЗах.
10. В Германии, только 38% закончивших BBZ, решают сразу продолжать обучение в ВУЗах. Поэтому у них отличный состав высокооплачиваемых технических кадров.
11. Обучение в BBZ — бесплатное. В ВУЗах, согласно университету: есть и частные платные или с программой грантов и/или спонсорства, а также государственные бесплатные, с ударением на особо востребуемые профессии.
Возможность адаптации схемы в других странах?
Согласно моему мнению, эта схема прекрасно подходит к странам, с обязательным средним образованием, нуждающимся в квалифицированном техническом персонале, и где рынок труда требует персонал с профессиональным навыком гораздо выше школьного.
Пример: Аргентина.
А как вводится подобная система — в другой статье.