(Или как Кощей такой важнейший момент прогавил)

Украинская православная церковь Московского патриархата хочет независимости. Ситуация обострится, когда нынешнего тяжелобольного предстоятеля сменит другой, сторонник автокефалии. Таким образом, РПЦ может окончательно потерять влияние в Украине, и это станет крупнейшим провалом ее внешней политики, говорят источники PublicPost и эксперты. В РПЦ решить проблему уже отчаялись.

С больного на здорового

Формально Украинская православная церковь Московского патриархата - автономная и самоуправляема, это крупнейшая по численности и размеру активов, и самая влиятельная церковь Украины. Но принятие ключевых решений, таких как устав и назначение нового предстоятеля, все равно невозможно без участия Российской православной церкви. Источник PublicPost в Украинской православной церкви Московского патриархата рассказал, что в ближайшее время снова может быть поднят вопрос об отделении церкви от РПЦ. Обсуждаются два варианта развития событий – тяжелобольной предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан) (у него болезнь Паркинсона) может либо уступить место, либо это произойдет естественным путем. Место Владимира, по информации PublicPost, должен будет занять митрополит Платон (Удовенко), который почти 20 лет, до июля 2012 года был митрополитом Аргентинским и Южноамериканским в РПЦ. На Украину его отправил Священный синод с участием патриарха Кирилла по прошению митрополита Владимира. До назначения в 80-90 гг в Латинскую Америку митрополит Платон был также архиепископом Свердловским и  Курганским и Ярославским и Ростовским. Атлантику он, впрочем, пересекал дважды – митрополитом Аргентинским и Южноамериканским он первый раз был в еще в 70-х, когда ему было всего 33. Священнослужитель, кстати, занимался еще и политикой - был народным депутатом и членом Верховного совета РСФСР.

Платон Удовенко, утверждают источники в УПЦ МП, – сторонник автокефалии, то есть выхода Украинской православной церкви Московского патриархата, собственно, из-под влияния РПЦ. Этот вопрос стоит уже свыше 20 лет, но у него есть все шансы сильно обостриться в ближайшее время.

Автокефальные настроения

Раскольнические настроения сильны в УПЦ МП уже много лет, с распада СССР.  В 1991 году один раскол уже произошел, когда киевский митрополит Филарет (Денисенко), тоже выступавший за автокефалию, покинул УПЦ Московского патриархата и образовал УПЦ Киевского патриархата, которую не признала ни одна из поместных православных церквей. Сам он себя стал называть «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины», а в 1997 году РПЦ отлучила его за раскольничество от церкви и предала анафеме. Но в Украине церковь митрополита Филарета тоже влиятельна, хотя и не так многочисленна - 2,7 тысячи приходов и монастырей против свыше 12 тысяч приходов и монастырей у УПЦ МП. Позицию Филарета в поддерживал  бывший президент Украины Леонид Кравчук - он просил РПЦ о независимости для УПЦ МП. А в 2008 году еще один бывший президент, Виктор Ющенко, на встрече с Филаретом и  митрополитом Галльским Эммануилом (Константинопольский патриархат) объявили о готовности объединить две церкви и избавиться от контроля Москвы. И это не считая многочисленных переговоров и обращений украинских священнослужителей разного уровня. Хотя в УПЦ МП независимости хотят далеко не все.

Несмотря на сторонников-автокефалистов, сам митрополит Владимир никогда явно в поддержку независимости не высказывался, источник считает это просто нежеланием обострять вопрос раньше времени. «Много разговоров ведется о возможной автокефалии, но официально вопрос о конечном решении не ставился. Это не означает, что церковь запрещает на эту тему говорить, - говорил он в феврале в интервью украинскому «Зеркалу недели». - Сейчас добиваться автокефалии или автономии …. трудно, опасно, я считаю, что сегодня — и не нужно». Самым жестким можно считать заявление митрополита в интервью «Русскому Newsweek» в 2009-м о том, что независимость «должна венчать все наши усилия», но оговорился, что сначала нужно достигнуть единства церкви. 

«Когда в 2009 РПЦ возглавил Кирилл, были большие надежды, что он сможет решить проблемы с украинской церковью, которая уже давно хочет независимости, - поясняет собеседник PublicPost. – Ведь до своего избрания Кирилл много лет руководил Отделом внешних церковных связей московского патриархата, и это было в зоне его ответственности. Но с этой задачей патриарх не справился, хотя старался». Старания Кирилла не иссякли и после того, как он стал патриархом - с 2009 года  он ездил в Украину 10 раз.

Агафангел Кирилла

Знакомый с ситуацией киевский политолог Константин Матвиенко подтверждает слова собеседника PublicPost о том, что следующим митрополитом УПЦ МП может стать именно Платон Удовенко: «Это человек, хорошо известный по всему миру, окормлявший паству в Латинской Америке, пользующийся авторитетом и физически еще крепкий (ему 72 года - прим. ред). Кроме того, он старший по хиротонии (времени рукоположения – PublicPost)».

Если у УПЦ МП появится новый предстоятель, но условия для автокефалии будут благоприятны, как никогда. По словам эксперта, большинство епископов в Украине, особенно молодых, так же как и молодые, обеспеченные и влиятельные прихожане, сейчас выступают за независимость. “Падает и личный авторитет патриарха Кирилла, и своей поддержкой российская власть оказывает ему медвежью услугу”, - поясняет Матвиенко.  «Быть открыто против могут только митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, близкий к патриарху Кириллу и митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, близкий к власти, которая сейчас этот вопрос поднимать не захочет”, - поясняет еще один эксперт, руководитель киевского Центра прикладных политических исследований ПЕНТА Владимир Фесенко.

В случае, если митрополит Владимир решит уйти сам, продолжает Матвиенко, будет собран Священный синод УПЦ МП, на нем будет назначен день Архиерейского собора, который уже выберет нового митрополита. «Когда это случится, он сможет уже полноценно осуществлять руководство, хотя формально нужно еще благословение Москвы, - рассказывает PublicPost политолог. – Признавать или не признавать – дело Москвы, но не признать – значит ускорить процесс отделения украинской церкви от московской. Однако, добавляет Матвиенко, если митрополит Платон возглавит УПЦ МП, то он «не будет делать совсем резких движений», и «посмотрит на реакцию паствы». Не исключено, по словам политолога, и то, что УПЦ Московского патриархата и УПЦ Киевского патриархата придется договариваться, и объединяться. Но этот вариант пока всерьез не рассматривается, и соответствующего механизма нет.

Проблемы есть, работы нет

Потеря влияния на украинскую церковь, говорят российские эксперты, в очередной раз демонстрирует не самую удачную внешнюю политику РПЦ в последние годы. “Уже давно есть серьезные проблемы, а миссионерской работы нет совсем, - напоминает политолог Станислав Белковский. - Церковь за рубежом уже давно сопровождают всяческие скандалы - и вокруг храма на Лазурном берегу, и почти полная потеря влияния на епархию в Лондоне”. Кроме того, по словам Белковского, внешняя политика патриарха Кирилла “сродни путинской, весьма агрессивная” и “общая ее линия сводится к тому, чтобы удалять центры влияния везде где только можно, и ставить на их место аппаратчиков, которые многим обязаны лично патриарху”.

Это отмечает и собеседник PublicPost из числа действующих московских священников - по его словам, очень распространен сценарий, когда авторитетных батюшек заменяют недавними выпускниками семинарий. Такие люди, как правило, абсолютно зависимы от руководства, в том числе и материально (сторонний бизнес священников РПЦ не поощряет), поэтому свое мнение и критику обычно держат при себе.

“Рано или поздно, независимость все равно неизбежна”, - считает Белковский. Но в этой позиции сомневается доцент центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов, хотя внешнюю политику РПЦ он тоже не хвалит. “До сих пор Кириллу удавалось держать Украину, он очень много туда ездит, тратит на это все свои дипломатические способности, - поясняет Фаликов. - Но относительным спокойствием он обязан, скорее, митрополиту Владимиру. Когда он уйдет, патриарху будет намного сложнее”. При этом, Фаликов отмечает и влияние промосковской группы украинского духовенства, “которая едва не перехватила власть, когда Владимир попал в больницу (в феврале 2012 года был снят со своих должностей ближайший помощник Владимира и сторонник автокефалии Александр Драбинко - PublicPost)”. “Так что противостояние очень сильно”, - заключает эксперт.

В РПЦ, по крайней мере официально, наличие какого-либо конфликта с украинской церковью не признают. Так, секретарь отдела внешних церковных связей, настоятель храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе отец Игорь Якимчук попросил “не верить слухам” и от дальнейших комментариев отказался. Впрочем, источник PublicPost  в Московском патриархате все же признал, что проблема существует, но решить ее уже “отчаялись”.

Источник: http://publicpost.ru/theme/id/2348/ukraina_rpc/

Мои Комментарии:
1. Не был в курсе, что митрополита Платона заменили и направили в Киев.
2. Знает ли кто-то, кого назначили?
3. Меня удивляет, что причисляют Платона к  Автокефальщикам, особенно имея в виду его прошлое (КГБ, Депутат, член ВС РСФСР).
4. Что его забрали с Буэноса, это на повышение, или в наказание? Объяснение: Только 3 прихода из всей епархии, 1 в Буэнос-Айресе (На улице Nuñez), РЗПЦ пошли на каноническое соглашение.
5. Трудно себе представить, что собой будет представлять Автокефальная Украинская Православная Церковь Московского Патриархата во главе с Платоном Удовенко.