Беседовал сегодня с Профессором Березницким на тему нынешнего международного положения. Обсудили положение в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Потом перешли, невольно на пост Советское пространство.
— Федот Аскольдович, меня реально поражают люди, которые ныне желают возвращения такого режима, какой был в СССР. Сейчас хоть выступать могут, и громко. А тогда, даже во сне, в постели с женой, боялись сказать, что думают на самом деле.
— Роберт Игоревич, Они были рабами поколениями, а сейчас их превратили в крепостных. Хоть и Юрьев День сейчас восстановили, но приходится, и пахать, и думать.
— А выйти на свободу, по-настоящему, не решаются? Или не знают, как это сделать?
— И то и другое, а кроме всего, до паники боятся!
— Кажется, Фромм…
— Извините, Роберт Игоревич, «Бег от свободы» прекрасно описывает психическое состояние этих людей. Но ещё здесь играет немаловажную роль фактор, который Фромм не учёл.
— А какой именно? Мне кажется, что он отлично описывает…
— Я, ещё раз, Вас перебью. Русскому человеку, по природе своей, то есть, по условиям его жизни поколениями, очень трудно принимать самостоятельно решения. Он всегда остановится на развилке и не решится, какой путь ему выбрать. Ему всегда нужен кто-то, чтоб его вёл.
— Ну! Герои сказок, всегда делали свой выбор…
— Это были именно герои, которых воспевали. И не забывайте, что в великорусских сказках, сделать выбор на развилке дорог, самый главный поступок героя, не входя в тавтологию: «основной героический поступок».
— Значит, для массы, делать свой выбор и идти вперёд, это — проявление героизма?
— Безусловно.
— Но тогда мы возвращаемся к Фромму.
— Оказывается, что да. Но с оттенками идиосинкразии.
— Значит, обратно народ ожидают панельные норки на 7 м² на человека и дрожь по ночам?
— Не обязательно. Две вещи должен понять бывший советский человек сегодня: первое, что должен научиться выбирать самостоятельно, а не ждать появления какого-либо вождя; а второе, что после принятия какого-либо решения, быть убеждённым, что самое лучшее решение, в данной ситуации, это то, которое было только что принято.