Рассказ о поездке: завершение
В день приезда Володя представил проект научным сотрудникам Университета Кордобы. Один из них астроном (более молодой), а другой технолог. До того, как приехать в Толар Гранде, они были в научных экспедициях в Антарктиде. Презентацию, также, смиренно выслушали секретарь правления муниципалитета и председатель сель(гор)совета. Поняли ли они хоть что-то, — для меня тайна покрытая мраком.
Ещё живут в городке 2 белых человека: врач и его жена, медсестра. Остальные — индейцы, но я не знаю какого вида (проехал и не спросил этническую принадлежность).
Городок кажется необитаемым: хотя во время нашего приезда поливали водой проезжие части улицы, (чтоб не поднималась пыль) все тротуары (уложенные камнем) были выметенными, но мы не увидели типичных признаков жизни:
- Вывешенное бельё. У домиков нет своего приусадебного участка. Домики были без признаков жизни, хотя почти у всех стоят новенькие антенны спутникового телевидения «Direct TV» (в Буэнос-Айресе эта услуга из самых дорогих между аналогами).
- Не видели ни одного ребёнка, любого возраста.
- Из местных видели только 6 мужчин, включая правление и хозяина столовки.
Нам рассказали, что прописаны в Толар Гранде 200 человек, из них проживают постоянно 120. Все подростки учатся в интернате в средней школе в Сан-Антонио-де-лос-Кобрес.
За исключением 3 мужчин, которые работают на реактивации шахты «La Casualidad», которая добывали чистейшие серные соли, в основном, меди (купорос), все взрослые работают на муниципалитет. Что они делают для меня, также,— большая тайна.
Наш шофёр рассказал, что ещё 30 лет тому назад, индейки, которых креолы обобщённо называют «Chola», носили традиционную одежду, пи́сали под себя, а сегодня — совсем цивилизованные: неграмотных нет, водопровод (с великолепной минеральной водой, которую можно запросто бутылировать и продавать даже на экспорт) и горячая вода радикально изменили жизнь. Женщины любого возраста очень опрятно одеты, почти всегда в спортивные костюмы и пахнут чистым.
Поразительно, но там вся еда привозная. Никто не содержит кур или коз (типичные домашние животные в таких районах), но видели пару двортерьеров.
Жили бы здесь европейцы, давно была-бы пекарня, огороды и полно всякой съедобной живности, но индейцы вообще не любят утруждать себя такими тяжкими заботами, и предпочитают ничего не делать и жить скудно, но на всём готовом, имея в виду, что снабжение прибывает посредством ЖД раз в 7-15 дней.
Утром произошёл смешной инцидент:
На турбазе остаются только поселенцы. Не помню, писал ли я, что стоит койка + пользование всего, что там есть, 50 песо.
Соорудил это не муниципалитет, а Asociación Franco-Argentina de Amigos de la Puna (AFAPUNA). В переводе: Франко-Аргентинская Ассоциация Друзей Пуны (Пуна — название геологического региона, который располагается на Западе провинций Катамарка, Сальта, Хухуй и Юго-Запад Боливии).
В Сальте, весь регион Пуны находится в Departamento Los Andes (Лучшее слово для перевода «Departamento», в этом случае — «уезд»).
На самом Востоке находится уже упомянутый городок Сан-Антонио-де-лос-Кобрес, то есть райцентр. Всего в уезде проживают примерно 7.000 человек.
Площадь уезда: 25.636 км², плотность населения примерно 0,27 чел/км². Больше 70% территории является заповедной зоной.
А! Об инциденте.
Как я рассказывал, электростанция работает с 7 утра до 1 часу ночи.
Люди там встают далеко не рано. К 8 утра только начитают открывать глаза, но одна из ответственных за турбазу приходит примерно к 7, и выключает свет, если не потушили к моменту остановки ЭС, а также проверяет работу бойлера, чтоб вода была горячая для утреннего душа.
Так эта тёточка, зашла, убрала на кухне и на столе, и ушла, закрыв нас на ключ. Копии ключа нам не оставили. Кроме нас, на базе остановились один пожилой итальянец, который путешествовал с гидом, и парочка: француз и чешка.
Француз встал первым и, после тщетных поисков ключа, вылез в окно, пошёл к своей машине и принёс продукты для завтрака. После него через окно вылез на шофёр и начал прогревать машину. В итоге, вылез и я, взял шофёра и мы пошли искать тётеньку. Постучались в дом секретаря правления, там его жена указала на домик, где жила обслуживающая турбазу тётёнька, шофёр разбудил её и взял ключ.
Минеральная вода в бутылке, которую оставили в салоне машины была замёршей.
После этого, у нас предназначалась протокольная встреча с главой правления муниципалитета (в Аргентине эта должность называется «Intendente»). После разговоров и заручением поддержки и сотрудничества местных властей, сняли фотки. Эту снял Игорь.
И так, слева направо:
Я, Володя, Диего Феррейро (Астроном), Виктор Ренци (Технарь), председатель сельсовета, тётеньки-советницы, секретарь правления и глава правления.
Обратите внимание на стол: на нём ультрасовременный ноут и допотопная механическая счётная машина. Также бюст Евы Перон.
Потом мы сходили в магазин, запаслись водой, соками и шоколадками и поехали вслед за парнями из Университета Кордобы, на место проектируемой обсерватории, находящейся в 35 км от селения. 25 км, это путь в сторону Сан-Антонио-де-лос-Кобрес, до станции перед Толар гранде, а дальше 10 км в гору, где нужно подняться 800м.
(на 300м над Толар-Гранде подъём пологий).
Селение Толар-Гранде находится на северном берегу огромного солончака Arita. Сам солончак — уникальный и находится под защитой Юнеско. Как и все остальные солончаки этого региона, наполняются водой поздней весной и летом, но не поверхностными водами, а подземными, посредством очень сложной природной системой подпочвенных водяных пластов, пролегающих от восточных хребтов, которые являются барьером для облаков.
Уникальность солончаков заключается в том, что в нем есть небольшие, но очень глубокие солёные лагуны (по-испански их называют «Ojo del Mar» — «глаз моря»), в которых живут строматолиты. Места, где можно найти живые строматолиты на земле можно посчитать на пальцах, а вот находящиеся здесь — самые древние из всех: они считаются самым примитивным видом жизни, из всех, которые когда-то существовали на Земле.
Но, к нашему огромному удивлению, если и такая живность:
Эта лиса охотилась за какой-то иной живностью в ямке. Мы остановились в метрах 15 от неё, а Володя звал её, как собаку, и фотографировал, как модель, пока лисе это не надоело и она не перестала обращать на него внимания.
И так, ещё одна карта
На ней вы сможете разглядеть ЖД и дорогу с поворотом на 180º. Если присмотритесь к самому повороту, заметите, что от него отходит менее объе́зжая дорога. У ней градиент подъёма прим. 10% и резко набирается высота.
Хребет Macón — самый высокий в радиусе 100 с лишним км. Поэтому виды с него — восхитительные.
Это вид на Толар-Гранде без увеличения. 8км горизонтального расстояния и 1.100м высоты. Всего 4650м над уровнем моря.
А это с увеличением. Здесь и можно рассказать о городке:
Слева направо:
Первое большое складообразное здание это — спортивный центр. Что там есть и как оборудован, не знаю, не заглядывали.
Перед ним постройки с плоской зелёной крышей, это — «Социальный центр», что-то вроде сельского клуба.
Далее, по той же улице, пару жилых домов, но большинство заброшенные а те, что ближе к возвышенности — заброшены.
На более переднем плане: слева направо: самое большое здание с белой глухой стеной это — муниципалитет, отделение по туризму и переговорная станция.
Далее, коричневого цвета — турбаза, 3 жилых дома и «госпиталь» на 4 койки стационара. Оборудован, довольно-таки неплохо, если считать размер этого захолустья. Всё новенькое и блестящее.
Два ряда маленьких белых домиков с зелёной крышей — жилые, но 2 из них пустые, и используются, когда турбаза переполнена, а есть большой наплыв туристов.
Продолговатые сараеобразные здания — жилые. Они построены из старых шпал. Так как шпалы их железного дерева (quebracho), которое не гниёт и его не поедает всякая зараза, они ничем не пропитаны. Шпалы лежат на цементе. В таких сарайчиках по 2 квартиры. В такой живёт глава правления и секретарь.
Правее, вне кадра, ЖД станция, которую сейчас реконструируют. На снимке также видны 4 товарных вагона: 3 для перевозки автомобилей, а 4-й — фургон.
Остальные постройки заброшены и полуразрушены.
На горе, на высоте 4650м Игорю стало не на шутку плохо. Хуже, чем когда-либо, но он мужественно присоединился к групповой фотографии. Снимал наш шофёр.
А это вид на «Марс» с горы.
Возвращались обратно через «Марс». Формы там — удивительные.
Мы не могли понять, что там эти викуньи делали.
Ни одного растения ни воды в радиусе 10 км.
Людей они не боятся, а если призываешь, подходят.
Это уже проехав Сан-Антонио. Начало долины реки Тастиль.
По мере как мы спускались, Игорь понемногу оживал, но ещё снимал Володя на фотоаппарат Игоря.
Пейзаж и породы менялись на каждом повороте.
Чем ниже, тем больше влаги и растительности
Перед последним очень крутым поворотом, после которого начиналась долина Лерма
А вот это мы на совещании, которое завершилось подписанием договора. Бородатый — секретарь провинции по науке и технике, а сеньор с мечтающим видом — ответственный за проект от Университета Кордобы.
И это — пожалуй, всё.