Продолжение:
Несмотря на переживаемые трудности - аргентинцы в большинстве своем очень милые и дружелюбные люди, всегда готовые помочь хотя бы советом. Иногда правда не тем, но в "стране советов", как и в Олимпиадах, главное не результат, а участие - к судьбе ближнего. В Аргентине это называется "пара бандера" (para bandera, т.е. во имя флага Родины ответить иностранцу что-то, для того чтобы не слыть несведущими аргентинцами). Конечно, как и во всем мире есть люди добрые и злые, жулики и честные.
Национальный танец аргентинцев, это и понятно, - танго. Национальный напиток - мате (парагвайский зеленый чай), который пьют из деревянного "стакана" (он собственно и называется "mate") или плода дерева porongo (не путать с “poronga” – это “otra cosa”, то, что имеется у мужчины между ног), растущего на севере Аргентины в провинциях Корьентес и Миссионес или сухой тыковки или на любителя - из грейпфрута с вынутой мякотью или пластикового аналога mate. Наполнив мате измельченными листьями ("yerba", бывает с черешками листьев или, что дороже и изысканнее - без них, а лучшие сорта: "Rosamonte", "Taragui", "Nobleza Gaucha") примерно на две трети - три четверти, необходимо добавить горячей воды (именно горячей 70-80 градусов, а не кипяток, хотя в жару пьют мате и с холодной водой и льдом - у парагвайцев это называется "Terere" с ударением на последний слог), затем сахар для любителей (это называют "мате гринго", так как в сельской местности пьют мате без сахара), и вставить "бомбижу" ("bombilla") - специальная металлическая трубочка с "ситечком" для потягивания этого замечательного напитка, который снимает усталость, утоляет жажду и голод, придает заряд бодрости. Мате по мере опустошения жидкости вновь доливают водой и передают по кругу своим товарищам. Это национальная традиция питья мате (как у русских чаепитие), сопровождает аргентинцев всю жизнь. За мате ведут неторопливую беседу, обсуждают последние новости и т.п. Поэтому неудивительно увидеть людей с мате и термосом на улицах, учреждениях, стадионах, автомобилях, не говоря уже о доме. Другая разновидность мате - это так называемое "mate cocido" (вареное мате - т.е. кипячение или заваривание пакетиком (как чай) травы мате). Далее национальная еда аргентинцев - Asado (или мясо, жареное на углях). Любимое вино - красное (существует много сортов), которое многие пьют с содой (газированной водой). Из "крепких" напитков предпочитаемы виски (со льдом, содой или кока-колой). Много употребляется зелени, макаронных изделий (pasta от итальянцев), галет (сухое пресное печенье).
Любимая сладость аргентинских детей (прочем и взрослых тоже) является вареное сгущеное молоко - "dulce de leche", ведь местные жители считают Аргентину единственной страной мира, где это производится. Как ни странно сгущеное молоко (не вареное) продается только швейцарской фирмы "Нестле" и стоит оно раза в два дороже "dulce de leche". Поэтому естественно, что в Аргентине никому в голову не приходит варить "сгущенку" в кастрюле, хотя аргентинцы были немало удивлены, что и в далекой России также знают вкус вареного сгущеного молока. Следующей национальной сладостью считаются альфахоры (alfajor) - пирожное круглой формы, состоящее из двух или, реже, трех кругов кулинарного теста с непременное прослойкой из "дульсе дэ лече" и облитое шоколадом, глазурью или без оных. Прослойка может содержать орехи или что-то еще.
Традиционный завтрак - маленькая чашечка кофе с двумя-тремя "медиалунес" ("medialunes" - "полулуния", или на французский манер круассаны). "Перекусон" - мате с печеньем или "альфахором". Обед - тушеные овощи, иногда паэлья (испанское блюдо из риса со всевозможными ингридиентами), картофельный рулет с мясным фаршем, макаронные изделия с мясным гуляшем, картофельное пюре и т.п. Непременным атрибутом является салат (чаще листья местного криожского сала- та лечуги - lechuga criolla, "криожо" означает местный, доморощенный, родившийся и выросший в Аргентине, как впрочем говорят "криожо" и по отношению к людям) или смесь помидоров с теми же лопухами бледно-зеленой лечуги, политый подсолнечным маслом и яблочным уксусом.
Особо хочу сказать о "миланесе". Milanesa - это тонко нарезанный кусок мяса, смоченный во взолтанном яйце, обвалянный в панировочных сухарях и обжаренный на сковородке в подсолнечном масле. Можно подавать с картофельным пюре или типа сэндвича в булке. Обязательно поливают "миланесу" лимонным соком. Как разновидность - "миланеса наполитана" (milanesa napolitana - наполитанская миланеса): тот же жареный кусок мяса в сухарях, но покрытый тонкими ломтиками помидора и мягкого сыра, который после нахождения в духовке образует аппетитную румяную корочку сверху.
Обычный ужин в аргентинской семье - "бифы", т.е. поджаренные толстые куски мяса на чугунной сковороде со специальными ребрами без всякого масла - просто бросил на сквородку, сделал ножом надрезы по сухожильной части, чтобы при жарке "произведение кулинарного искусства" не заворачивалось, а лежало ровно, и "листо" ("listo" по-аргентински "готово"). При этом стоит "дым коромыслом" с запахом жареного мяса, так что любому пришедшему в это время гостю или даже прохожему на улице ясно, что сегодня на ужин в этой семье.
Сам Буэнос-Айрес - очень красивый город, ведь не зря его называют "американским Парижем". Много скверов, парков (самые красивые - в районе "Палермо"), скульптур, великолепных зданий.
Мне часто приходилось слышать слово "самые" по отношению ко всему аргентинскому: улица 9-го Июля (9 de Julio) - самая широкая улица в мире, Аргентина - самая лучшая страна в мире (президент Карлос Менем), "мы, аргентинцы - самые хитрые в мире", "аргентинские женщины – самые красивые в мире, потому что это смесь испанок, итальянок, француженок и прочих наций", хотя то же самое о первом месте на мировом пьедестале красоты я слышал от венесуэльцев, кубинцев, поляков, украинцев, русских.
Поражала "осведомленность" аргентинцев о названиях птиц и деревьев своей Родины. Так, буквально единицы могли сказать, как называется та или иная птица. Обычно объяснение было следующим - "попугай какой-то". А кипарис обозвали "какой-то елкой".
Отношение к работе двоякое: с одной стороны идет борьба за "место под солнцем" и очень трудно работу получить, однако с другой стороны, уже на рабочем месте, начинается отношение к работе как неторопливому времяпрепровождению. Бесконечное питье мате, "кафесито" (кофеечек или маленькая чашечка кофе), курение. Я бы даже сказал, что питье мате занимает больше времени, чем перекур. Поэтому перерыв в работе я называл "перемат" - в смысле времени на прием мате. Как-то на работе я в шутку сказал, что надо скорее идти, работать на благо Родины, на что аргентинцы заметили: "Он думает, что все еще находится в России". Типичный пример начала аргентинского рабочего дня в государственных учреждениях можно увидеть в Москве, в посольстве Аргентинской республики. Так, с 9.00 утра (по графику начала работы) прием посетителей в консульском отделе начинается с питья кофе сотрудниками посольства, обсуждения последних новостей. Приблизительно через час первые посетители консульского отдела смогут побеседовать с его сотрудниками. Еще через час начинаются приготовления к обеду, прилюдно дается наказ купить провиант в магазине и один из работников (дежурный?) идет за покупками. Затем продолжительный обед, сиеста (послеобеденный отдых, который в учреждениях может быть и коротким, ведь поспать можно и на рабочем месте с открытыми глазами) и несколько часов рабочего времени во вторую половину дня.
О себе сами аргентинцы говорят: "Мы ленивые". А Мила - русская жена одного из аборигенов ("абориген" означает местный житель, т.е. в данном случае это аргентинец) - так охарактеризовала "трудовые подвиги" местного населения: "Аргентинцы, они как итальянцы, - так, поторговать бы. А чтобы изо дня в день ходить на фабрику или заниматься чем-то тяжелым, это не для них." Конечно, в Аргентине на фабриках работают аргентинцы, но в основном, это выходцы из провинции ("черненькие", т.е. имеющие смуглую кожу). Строительство практически "лежит на плечах" гастарбайтеров-боливийцев, работающих за гроши по 10-12 часов в день без выходных и часто гибнущие из-за нарушений техники безопасности, - эти случаи "пестрят" во многих газетах. Сады "доверяют" парагвайцам (постричь кустарники, деревья, траву). А теперь еще "черновую работу" стали выполнять вновь прибывшие украинцы и русские, да еще и многие с высшим образованием. Зато неоднократно приходилось видеть здоровенных мужиков, лениво ожидающих клиентов в одном из многочисленных киосков или торгующих во всевозможных магазинчиках и лавочках (и почему-то исключительно мужчины обслуживают посетителей в магазинах женского белья).
В подтверждение этому привожу анекдот, рассказанный аргентинцами. Сельская идиллия: стадо коровок, пастух (гаучо - местный "ковбой") дремлет под тенью раскидистого дерева в вечной сиесте (отдых, который обычно считается послеобеденным). Появляется американский турист - "гринго" с непременным атрибутом - фотоаппаратом на шее. Увидев гаучо, начинает наставлять его на "путь истинный": - Ты почему лежишь, ничего не делаешь? Надо работать лучше и больше!
- А зачем?, - лениво отвечает гаучо.
- Как зачем! Будешь больше работать, будешь больше получать денег.
- А зачем?
- Будет больше денег, купишь собственное стадо, станешь хозяином.
- Ну и что?
- Будешь расширять производство, появиться еще больше денег.
- А дальше?
- Откроешь завод по производству и переработке мяса и молока, шкур животных.
- Ага. А зачем мне это?
- Станешь миллионером, будешь все время отдыхать и ничего не делать.
- А я-то сейчас чем занимаюсь?
Суть анекдота: "зачем "попку рвать", когда можно отдохнуть и сейчас, а не после изнурительного труда. Надо наслаждаться сиюминутным".
Мечта многих аргентинцев иметь свое "негосио" (negocio), т.е. доходное дело. Типичные примеры: "ремис" (remis - частное такси), киоск (Kiosco или Quiosco), какая-нибудь лавочка или полукустарное производство, громко именуемое "фабрикой". Однажды мне довелось быть на одной такой "фабрике" по производству фигурок-футболистов. Производственные площади занимали одну из комнат в жилом доме (один станок с ременной передачей - старый, как египетская мумия). Трудовой коллектив состоял из одного рабочего, обслуживающего это "чудо техники" и надомников, раскрашивающих фигуры. Руководил всем этим "директор", хозяин производства. С дочерью этого начальника мне и довелось учиться в "колледже", которая гордилась тем, что у нее отец - директор фабрики.
Многие производственные S.A. (sociedad anonima, а по-нашему АО) S.R.L. (sociedad de responsabilidad limitada, аналог ООО) отражают уровень развития индустрии 40-50-х годов, расположены в сараях, ангарах или даже частных домах. Хотя, бесспорно, есть и высокотехнологичные производства, имеющие одного или нескольких хозяев (как правило это известные фирмы с участием иностранного капитала).